14.02.2018

Поэзия неизбежна!

12 февраля в литературной гостиной встретились учителя, ученики старших классов, чтобы отправиться в поэтическое странствие. Читали любимые произведения поэтов XIX, XX веков ,делились своими раздумьями «о времени и о себе»...
Прологом стала небольшая композиция по мотивам дневниковой прозы Марины Цветаевой «Нездешний вечер»(1916год). В тот день «над Петербургом стояла вьюга…» В одной из квартир, в зале «размеров вокзальных, бальных, музейных, сновиденных», читали стихи, последние стихи, на последних шкурах ,у последних каминов Цветаева, Есенин, Мандельштам…
Радость встреч, взаимопонимания и предчувствие беды, которая кроется, кажется, в этой кружащейся,как волчок, метели.. Совсем не просто нам сегодня почувствовать, передать атмосферу того предреволюционного года.
Но зимы рифмуются: и за нашим окном февраль наметает сугробы… Завораживает в исполнении Татьяны Николаевны Барболиной чеканная проза Марины Цветаевой, и Мандельштам -«Поедем в Царское село » (Даниил Никандров ), волнуют исполняемые под аккомпанемент гитары цветаевские строки «Под лаской плюшевого пледа» (Александра Анатольевна Тарновская).
Закончится тот «нездешний вечер», и совсем скоро трагически оборвется жизнь и Мандельштама ,и Есенина,и Гумилева ,и Цветаевой..
«Уж сколько их упало в эту бездну, разверстую вдали, настанет день, когда и я исчезну с поверхности земли…»
Как реквием, звучат в тишине цветаевкие строки (читает Виктория Валицкая).. Горит свеча в нашей литературной гостиной, живет поэзия, утверждая свою прямую неизбежность.
И мы то вслушиваемся в стремительные новые ритмы детей XXI века, то вместе с героиней рассказа Ольги Финогеновой легко перемещаемся в век XIX , прямо к Пушкину в Михайловское . И погружаемся в «Евгения Онегина» в исполнении Александра Забузова (вот где, оказывается, черпает онвдохновение для собственного творчества!) и радуемся откровениям Ани Васильевой, Маши Анчук, открываем в новой, поэтической ипостаси Эдиля Пчелкина, Ксению Смолину, отдаем дань нетривиальности и мастерству Лики Бродской.
И тут же проникновенно звучат строки Иосифа Бродского, Давида Самойлова (спасибо Владимиру Захаровичу Харьковскому), песни Булата Окуджавы .Кто бы мог лучше представить романтику шестидесятых-семидесятых и прочитать свое стихотворение, чем Елена Юрьевна Лазо?
Что заставляет нас предаваться такому, с точки зрения здравомыслящего делового человека ,бесполезному занятию,как чтение стихов? Почему снова и снова «пальцы тянутся к перу, перо - к бумаге?»
В чем загадка? Почему, по словам нобелевского лауреата, «поэзия неизбежна?
Она, по мысли Иосифа Бродского, не развлечение и даже не форма искусства, но, скорее, наша видовая цель. Если то, что отличает нас от остального животного царства, — речь, то поэзия — высшая форма речи, наше, так сказать, генетическое отличие от зверей. Отказываясь от нее, мы обрекаем себя на низшие формы общения... В общем, единственный способ застраховаться от чужой — если не от своей собственной — пошлости. К тому же поэзия — это колоссальный ускоритель сознания, и для пишущего, и для читающего. Вы обнаруживаете связи или зависимости, о существовании которых вы и не подозревали: данные в языке, речи. Это уникальный инструмент познания.

Главный редактор журнала ДИВО
Елена Викторовна Федина

К списку новостей